<p>Сергей Романов/Domania/23.06.2010</p>
<p>Российские предприниматели выбирают за границей различные виды бизнеса – содержат отели, открывают рестораны, магазины. Тысячи бизнесменов, прошедших суровую школу на родине, рассматривают «экспансию на Запад» как новый этап деятельности. Но как на самом деле живется им за рубежом, каковы их успехи и какие существуют риски?</p>
<p><strong>Не страшны чужие дали?</strong><br /> Недавно международное АН Gordon Rock провело исследование и выяснило, что в плане вложений в коммерческую недвижимость наиболее благоприятна для россиян Германия, на долю которой пришлась почти четверть заявок. На втором месте оказалась Чехия (16%) и только на третьем, несмотря на благоприятные условия для открытия бизнеса, — США (12%). Стабилен интерес к Испании, Англии, Кипру, Болгарии, Израилю, Черногории. Впрочем открытые русскими кафе и магазины, отели и доходные дома можно встретить в Африке, Австралии, Азии. Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty, объясняет это либо историческими связями (Украина, Болгария, Черногория), либо наличием мощной диаспоры (Германия, США, Франция), либо просто теплым отношением к нашим соотечественникам. «В последнее время россияне все чаще вкладывают средства в малый и средний бизнес США, – рассказывает Андрей Кучин, эксперт департамента зарубежной недвижимости компании Century 21 Prime Time Realty. – Причин тут две. Во-первых, экономика Штатов сильнее, чем в других развитых странах пострадала от финансового кризиса и теперь имеет серьезный потенциал роста. Во-вторых, инвестирование через иммиграционную программу ЕВ-5 дает право получить статус постоянного жителя, а затем и гражданина США».</p>
<p><strong>Подумать – и отказаться</strong><br /> Хотя количество заявок на организацию или приобретение бизнеса еще ни о чем не говорит. Реально совершается в лучшем случае одна сделка из десяти возможныз. «Люди отказываются от идеи вложить деньги в коммерческую недвижимость за рубежом, когда начинают понимать, с какими трудностями им придется столкнуться, — объясняет Наталья Завалишина, генеральный директор «МИЭЛЬ DPM». – Мало у кого есть опыт управления такими объектами на чужбине, а начинать дело с нуля, не зная языка, традиций и законов страны, очень сложно. Сложно (и дорого) дать полную оценку деятельности выставленной на продажу компании. Сложно заменить управляющую компанию. Сложно найти среди местных граждан новых управленцев, сведущих в законах и бухгалтерии». «Бывалые» добавляют к причинам перемены решения барьер дальних расстояний. Дистанционное управление тоже оказывается не столь простым, как порой виделось вначале. Конечно, в каждом конкретном случае могут найтись и другие причины отказа от заманчивой идеи и привлекательного на первый взгляд предложения.</p>
<p><strong>От торговли до девелопмента</strong><br /> Основные сферы, где смогли себя показать россияне, — торговая, гостиничная и офисная. Многих интересует ресторанный и издательский бизнес. Все активнее идут в наступление девелоперы. «Наиболее напористы MIRAX и «Интеко», возводящие объекты на Украине, в Черногории и Швейцарии, — рассказывает Г. Дзагуров. — В Черногории имеет интересы и «Фонд Метрополь», который также работает над небольшим проектом во Франции. Фирма «Гинза» изучает перспективу работы на Елисейских полях в Париже. И все-таки, кажется, в большинстве своем на западные рынки выходят далеко не крупные компании, которые, как правило, чаще всего и рассматривают вопрос о диверсификации инвестиций». Но девелопмент — это все же размах, и не каждому бизнесмену такое по плечу. По данным исследований, наиболее популярные направления у россиян — торговые и гостиничные площади, 32 и 28% заявок соответственно. На офисы приходится 18%, а на все остальные типы коммерческой недвижимости – 22%. «При этом наиболее востребованы торговые точки стоимостью до 2 млн евро и доходностью не менее 7-8% годовых», — уточняет Станислав Зингель, президент международного агентства недвижимости Gordon Rock.</p>
<p><strong>Жить и работать</strong><br /> По поводу того или иного вида бизнеса есть и другие интересные наблюдения. Например, Евгений Скоморовский, управляющий директор компании «Centyry 21 Запад», подметил, что многие россияне пережидали кризис 2009 года в странах Юго-Восточной Азии, где и жизнь дешевле, и море теплее. Одни просто отдыхали на сэкономленные деньги, а другие занимались делом. «Чаще всего россияне открывали гест-хаусы — небольшие недорогие отели, — рассказывает спикер. — В последние годы, только в Таиланде появилось несколько десятков таких объектов. В частности, в популярном среди россиян городе Паттайе гест-хаус на восемь комнат можно приобрести за $50 тыс. Объект на 30 номеров был продан за $280 тыс. В среднем комната стоит $5-15 в сутки, и серьезным бизнесом такую гостиницу назвать трудно, но на жизнь владельцам, как правило, хватало». По словам Г. Дзагурова, лучший отель в Черногории был построен и управляется компанией «Интеко». «Где все же расторопнее русские? Везде, если говорить о присутствии в принципе. И нигде, если сравнивать масштабы их бизнеса с местными признанными лидерами», — подытоживает Надежда Енина, начальник управления продвижения проектов компании «Велес Капитал Девелопмент». Увы, с этим приходится согласиться.</p>
<p><strong>Стоит ли овчинка выделки</strong><br /> Главные вопросы, с которыми сталкиваются потенциальные инвесторы, — в какую страну вложиться, сколько денег потребуется и на какие прибыли можно рассчитывать. По средней доходности коммерческой недвижимости лидирует Германия с 11%. В США этот показатель составляет 10%, в Англии – 8,6%, Испании – 7,9%, Чехии – 7,7%. Кстати, не для каждого русского прибыль является самым важным критерием — бизнес порой открывают только ради того, чтобы получить вид на жительство. В некоторых странах имеются искусственные ограничения — например, в Англии рентабельность недвижимости не должна превышать 30%. Ну а по большому счету успех в любом деле зависит от конкретного человека. Г. Дзагуров предупреждает, что, заходя на незнакомый рынок, нужно готовиться к годам убытков. Но зачастую минимальный входной билет за границей ниже, чем в Москве. «Например, наш соотечественник приобрел в Париже доходный дом из трех квартир площадью 550 кв. м по практически бросовой цене — 2,5 млн евро», — делится примерами эксперт. Однако порой стоимость выгодной покупки – дело не только случая, везения, долгих переговоров, но и размеров ставок по кредиту в местных банках. Хотя что западные финансовые учреждения предлагают программы на приобретение коммерческой недвижимости под 7-9% годовых, по статистике, не более 25% россиян смогли получить средства из-за достаточно жестких требований к заемщикам. Так что «зарубеж» не терпит невежд. Но если взялся за гуж, не говори, что не дюж.</p>
<p><em> Источник: "Фотонедвижимость"</em></p>