В феврале нижняя палата парламента планирует рассмотреть очередные поправки в Земельный кодекс. Группа депутатов Госдумы и Законодательное собрание Оренбургской области считают, что пришла пора изменить порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства. Два альтернативных законопроекта, по сути, предлагают заменить аукционный принцип выделения земельного участка для строительства жилья на конкурс. Либо рассмотреть возможность предоставления земельных участков под жилищное строительство на основании заявления путем публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка и в случае отсутствия новых заявлений предоставление участка без торгов.
Авторы законодательных инициатив считают, что настало время переходить от точечной застройки к комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства. А отбор по единственному критерию - цене - не всегда оправдан. Такие критерии, как срок выполнения работ, плотность, параметры застройки территории, не менее важны в целях обеспечения строительства доступного жилья. Принятие данных поправок, уверены они, поможет в решении проблемы увеличения объемов жилищного строительства и уменьшения себестоимости жилья.
Участники рынка к инициативам депутатов отнеслись неоднозначно, отметив, что вряд ли конкурс будет способствовать снижению цены на квадратные метры.
"Конкурс или аукцион - разница для рынка действительно есть, - говорит Татьяна Шалина, директор СРО "Альянс строителей". - Точнее, для его игроков. Аукцион проводится в том случае, если собственник или правообладатель хочет просто продать принадлежащий ему земельный участок или право на него. Тогда в ходе торгов выявляется покупатель, который предложит наибольшую цену. Если продавец участка преследует цель извлечь какую-либо дополнительную выгоду, то торги проводятся в форме конкурса. Между собой конкурируют покупатели, предложившие наилучшие условия. Это особенно важно при выполнении социально значимых программ, например, строительства доступного жилья. В данном случае срок выполнения работ, параметры застройки территории, ее плотность действительно важны".
Поправки в ст. 38.1 Земельного кодекса, по словам эксперта, подразумевают проведение торгов по продаже участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в открытой форме как по составу участников, так и по форме подачи заявок. Безусловно, данная мера способствует развитию конкуренции на рынке, а в итоге повышает качество возводимых объектов. Но есть и обратная сторона медали, считает эксперт. "Конечно же, механизм торгов очень эффективен в условиях большого спроса на земельные участки, - отметила Шалина. - Он значительно повышает их рыночную стоимость. Однако она всегда закладывается в себестоимость квадратного метра. С повышением его цены понижается уровень доступности жилья для населения".
Кроме того, эксперты считают, что конкурс гораздо более коррумпирован, чем аукцион. Как рассказал "РБГ" Евгений Скоморовский, управляющий директор компании "Century 21 Запад", инициатором распределение земли под коммерческую застройку четыре года назад была ФАС. Ведомство разработало поправки в Земельный кодекс, которые обязали местные власти использовать для распределения земли под жилую застройку исключительно аукционы. ФАС апеллировала к тому, что распределение земли - очень коррумпированная схема. "Проведение аукционов при выделении земельных участков для любого коммерческого строительства было явным шагом вперед, - считает эксперт. - Конечно, все это время достаточно случаев, когда местные чиновники обходили закон и распределяли интересные участки в пользу "своих" инвесторов (заинтересованные компании скупали тиражи газет с объявлением о проведении конкурса или ангажированные чиновники под различными предлогами не принимали у неудобных компаний заявки на право участия в конкурсе), однако правила игры все же были более прозрачными. Это было невыгодно чиновникам, и появление данного законопроекта - явный шаг назад!"



Опубликовано в РГ-Бизнес N737 от 2 февраля 2010 г.