<p>Василий Андреев/Domania/18.05.2010</p>
<p>Подготовив квартиру к приему новых жильцов и выяснив, какую сумму можно получать за нее каждый месяц, самое время приступать к самому главному – непосредственному поиску съемщиков. Несмотря на то, что желающих арендовать <a href="http://www.seemore.ru/?keywid=4477995" target="_blank">жилье</a> в Москве всегда было достаточно, дело это может оказаться вовсе не таким простым.</p>
<p><strong>Своих берем?</strong><br /> Рекомендация, кочующая из одной статьи в другую, — найти «своих» арендаторов. Вариант «сдать друзьям, знакомым, родственникам» считается залогом спокойствия и сохранности квартиры. Между тем разумность такого шага вызывает большие сомнения. Во-первых, «по знакомству» — значит подешевле. Автора этих строк такая логика всегда удивляла (если ты мой друг, то и я твой друг – и почему бы не платить «laquo;по дружбе» побольше?), но в массе своей люди думают именно так, и спорить с ними – все равно что воевать с ветряными мельницами. А во-вторых, предположим на секунду, что отношения с жильцами чем-то омрачились: они перестали платить, начали портить имущество в квартире и т.п. Что делать? Правильно, выгонять. Но если с посторонним человеком это можно проделать относительно безболезненно (ну, в милицию в крайнем случае обратиться), то при подобном обращении с родней или друзьями последующих хлопот не оберешься. В своем кругу вы заработаете репутацию безжалостного мироеда и куркуля, выставившего на мороз беспомощных стариков и детей. Имелись ли среди снимающих старики и дети, действительно ли в тот драматический момент был мороз – значения не имеет. Даже если не было, фантазия рассказчиков дополнит, не сомневайтесь. В общем, мы не то чтобы агитируем против «своих». Просто посмотрите на этих людей повнимательнее, вспомните все, что вы знаете относительно их деловых и человеческих качеств. И принимайте взвешенное решение…</p>
<p><strong>Агент? Почему бы и нет</strong><br /> Предположим, вы намерены искать «не своих» квартирантов. Практически любую работу можно либо выполнить самостоятельно, либо поручить кому-нибудь. Поиск арендаторов – не исключение: в каждом издании по недвижимости (хоть «бумажном», хоть онлайновом) найдется немало объявлений «сдать-снять». Это – риелторские компании, посредничающие в аренде. Хотя автор этих строк – человек прижимистый (есть такой грешок, что скрывать) и старается по возможности экономить на всяческих помощниках, в данном случае он обеими руками голосует за то, чтобы услугами посредников воспользоваться. Причина проста: традиции нашего рынка таковы, что за эти услуги всегда платит противоположная сторона, то есть снимающие. Исключение составляет только верхний ценовой сегмент. Отметим, что в большинстве стран иначе: обычно платит владелец – что при продаже, что при аренде. Но у нас изначально, с самого момента зарождения рынка в начале 90-х, недвижимость стала жутким дефицитом. Желающих сдать и продать всегда было заметно больше, чем людей с деньгами. Конкурируя за объемы работы, риелторы не могли не прийти к формуле «для собственников наши услуги бесплатны» и в итоге этих самых собственников окончательно разбаловали. Определенные надежды (в смысле — привить нашему рынку нормы, принятые за рубежом) агенты питали в связи с кризисом, но… «Правило универсально: хозяин воспринимает идею заплатить за услуги посредника только в том случае, если квартира не сдается, — говорит Михаил Гороховский, соучредитель компании «Центр аренды» корпорации «Бест-Недвижимость». – А кризис у нас оказался не настолько серьезным. Спрос сохранился высоким, особенно на жилье нижнего ценового сегмента. Сегодня в экономклассе только единицы сдающих готовы заплатить агенту, и то немного – не более 50% от месячной ставки. Как правило, это владельцы объектов, на которые по каким-либо причинам не находится желающих».</p>
<p><strong>Тварь я дрожащая?</strong><br /> Все мы – люди страшно занятые, причем дела наши ужасно важные. Во всяком случае большинству граждан приятно думать о себе именно так. И если необходимо координировать с кем-то свои действия мы всегда стремимся, чтобы вышло по-нашему. В частности, при показе квартиры хозяин будет настаивать, чтобы произошло это событие в тот момент, когда удобно ему. У потенциального съемщика, понятно, свое мнение.  Вопрос: кому надлежит «прогнуться»? Очевидный ответ: тому, кому сделка нужнее. Уже упоминавшиеся годы дефицита привели к тому, что владельцы жилья свято убеждены: можно вести себя как угодно, клиент все равно найдется. И сегодня иногда оказываются в проигрыше – рынок все-таки не докризисный. К тому же арендаторы, готовые бегать за хозяином, обычно рассчитывают получить взамен какой-нибудь бонус – в основном более низкую цену. Человек с деньгами (а именно такой нам и нужен, правда?) совсем уж пресмыкаться не станет. Но есть и другое соображение. Чрезмерное заискивание, готовность мчаться и показывать квартиру хоть среди ночи противоположная сторона воспримет как свидетельство того, что дела у вас идут не очень. А значит, можно не только вертеть вами как захочется, но и попробовать выколотить скидку… В общем, важно соблюсти здоровый баланс между обеими крайностями. С одной стороны, продемонстрировать, что вы заинтересованы в сделке, с другой – что сами себя вы нашли не на помойке. </p>
<p><strong>Не перестараться с «театром»</strong><br /> Показывая квартиру, следует гнуть все ту же «психологию» — дружелюбие, но без заискивания. Кроме того, существуют способы побудить снимающего быть посговорчивее. Самый лучший – собрать в квартире сразу несколько интересующихся. При удачных раскладах может получиться даже не просто гонка, а «аукцион» — стремясь заполучить жилье, снимающие станут поднимать цену – к вящей радости хозяина. К сожалению, согнать в квартиру в одно время сразу несколько посетителей было относительно просто в период ажиотажного рынка. Чтобы организовать такое в наше уравновешенное время, потребно большое искусство.  Остальные приемы, по существу, призваны имитировать ажиотаж. «Например, во время показа хозяину звонит кто-то изображающий потенциального съемщика, — говорит Александр Мальцев, генеральный директор компании «CENTURY 21 ЗАПАД». – А хозяин просит перезвонить через 20 минут: квартиру уже смотрят». Беда всех этих хитростей – они широко известны, тысячи раз описаны в соответствующих статьях. Так что, применяя их, прежде смотрите, с кем имеет дело. Иначе единственным результатом окажется непочтительный смех и хрестоматийное: «Не верю!».</p>