<p>Лея Мозес/Русская реклама/06.04.2010</p>
<p><strong>Пока экономисты анализируют ситуацию на рынке труда и делают прогнозы, работодатели и работники находят новые пути сопротивления кризису, намечают новые тенденции и создают новые модели найма и трудоустройства.</strong></p>
<p>Об этих тенденциях позволяют судить, в частности, последние данные Министерства труда.</p>
<p>В фирме только девушки</p>
<p>Начнем с того, что нынешнюю рецессию некоторые экономисты называют «мужской» - "man-cession". Ведь наибольший удар она нанесла по промышленности и строительству - сферам, где по традиции нанимают главным образом мужчин.</p>
<p>Но это название подразумевает еще одну интересную тенденцию на рынке труда: многие бизнесы предпочитают нанимать не мужчин, а женщин - наверное, по той простой причине, что им можно меньше платить. Достаточно сказать, что женщины составляют сейчас 49.9% всех трудящихся! Кроме того, уровень безработи- цы среди женщин падает (в прошлом месяце - опустился до 7.9%), в то время как среди мужчин он упорно держится на 10-процентной отметке.</p>
<p>Бизнесмены экспериментируют</p>
<p>Многие бизнесмены, стараясь удержаться на плаву и противостоять кризису, проводят своего рода эксперименты. К примеру, некоторые из них нанимают в основном так называемых temp workers - временных работников, для которых не надо покупать медстраховки и с которыми, в случае чего, можно расстаться без всяких осложнений. Число временных работников растет по всей стране: в период с сентября 2009 года до февраля 2010 оно выросло на 247,000.</p>
<p>Другие бизнесмены с началом рецессии стали проводить эксперименты несколько иного типа. Они тоже вынуждены были экономить, но не спешили увольнять своих давних, испытанных работников и нанимать новичков. Вместо этого они сокращали подчиненным рабочий день или неделю, обещая со временем восстановить «статус-кво». По данным Министерства труда, некоторые из этих бизнесменов уже сдерживают свое обещание: число людей, которые хотели бы работать на полную ставку, но вынуждены работать на неполную, уменьшилось в последнее время с 9.2 до 8.3 млн.</p>
<p>Это показывает, что бизнесмены, не расставшиеся со своими опытными работниками, приняли в свое время верное решение, их эксперимент увенчался успехом. Более того, эти бизнесмены вскоре могут сделать еще один шаг вперед, и начать нанимать новых работников.</p>
<p>Наконец, есть работодатели, которые уже нанимают новых людей. Главным образом это относится к компаниям из сферы торговли и сферы здравоохранения, а также - к государственным агентствам. Федеральное правительство создало в последнее время 33,000 новых рабочих мест, правда, 9,000 из них - временные, связанные с переписью населения.</p>
<p>Агентства штатов и городов, напротив, испытывают большие финансовые затруднения и продолжают сокращать свои штаты.</p>
<p>Желания совпадают с возможностями?</p>
<p>Настроиться на оптимистический лад позволяет и  уменьшение, хоть и минимальное, числа людей, которых называют under-employed. К этой категории в первую очередь относятся безработные, которые хотят, но не могут трудоустроиться. Кроме того, к ней относятся люди, которые не работают и не ищут работу, потому что учатся или переучиваются, и, наконец, люди, которые перестали искать работу, потому что отчаялись ее найти. За два месяца - с декабря прошлого года до февраля нынешнего - число under-employed жителей США уменьшилось на 1%, достигнув 16%.  </p>
<p> </p>
<p>Они спустились с гор</p>
<p>Еще одна интересная тенденция: бизнесмены по всей стране нанимают работников, которых раньше считали overqualified - слишком квалифицированными для той или иной позиции.</p>
<p>Традиционная мудрость делового мира гласила, что люди страдают на работе, которая стала им «тесна», и долго на ней не задерживаются. Но сейчас времена изменились, и многие американцы вынуждены спускаться с вершин успеха и вдохновения в «долины» скучного, малоинтересного труда. А работодатели, пользуясь этим печальным обстоятельством, охотно их нанимают.</p>
<p>Есть примеры радикальных перемещений и падений, когда высоко квалифицированные и высокооплачиваемые профессионалы, оказавшись не у дел, вынуждены были браться за так называемые survival jobs (работа для выживания) и трудиться в Home Depot или в Starbucks.</p>
<p>Но есть и другие, не столь драматические примеры, когда люди просто спускаются на несколько ступенек вниз по карьерной лестнице, оставаясь при этом в своей компании или переходя в другую - из той же сферы. Так, бывший CFO солидной фирмы работает в ней же ревизором, бывший директор по маркетингу занимает позицию аналитика, бывший CPA становится клерком, а бывший менеджер - рядовым работником своего бизнеса.</p>
<p>Такая тенденция, увы, неизбежна на рынке, где число вакансий в пять раз превосходит число соискателей. И многие бизнесмены уже не считают, что идут на риск, нанимая талантливых людей с большим стажем работы и большими достижениями. Более того, бизнесмены считают, что это выгоднее, чем нанимать новичков и обучать их всему на месте. Но, конечно, квалифицированным работникам стараются дать определенную свободу, к ним относятся с должным уважением, чтобы они не чувствовали себя униженными и работали с радостью и самоотдачей.</p>
<p>Точное число людей, спустившихся вниз по карьерной лестнице, определить трудно, хотя, судя по некоторым исследованиям, они составляют не менее 20% всех работающих американцев. И это число, скорее всего, будет расти: многие безработные не только признаются, что они готовы занять позиции ниже своего уровня, но и жалуются, что бизнесмены их на такие позиции не берут.</p>
<p>Многостаночники или «жонглеры»</p>
<p>Люди, работающие на двух местах и делящие рабочий день на две части, были в Америке обычным явлением и до рецессии. Но с ее началом множество наших сограждан стали трудиться сразу на нескольких местах и делить рабочий день на 4-5 небольших отрезков, которые социологи называют mini-shifts. За последние годы число таких «многостаночников» или «мини-шифтеров» увеличилось с 2.2% до 6.6%, причем этому способствовала не только рецессия, но и появление различных сайтов, которые помогают людям понять, как можно продавать свои знания, умения и навыки отдельными «кусками» или «порциями». </p>
<p>Подобные сайты пользуются большим успехом. Так, на Elance, вебсайте для фриленсеров, сейчас зарегистрировано 700,000 человек - почти в три раза больше, чем в 2006 году, когда их число не превышало 235, 000. На другом подобном сайте - oDesk, - 480,000 человек, а на третьем - FixYa.com. -  число завсегдатаев всего за год выросло от 100 до 250 тысяч.</p>
<p>Большинство «многостаночников» признаются, что вынуждены вести подобный образ жизни и хотят найти приличную работу с 9 до 5. Во-первых, им очень трудно «жонглировать» множеством разных обязанностей и мысленно переключаться с одного вида работы на другой. Во-вторых, их удручают нечеткие временные границы между отдельными «участками» труда. В-третьих, они не могут как следует сосредоточиться на одном из видов работы и в результате -прийти к по-настоящему интересным, оригинальным идеям. Однако есть «мини-шифтеры», которые довольны своим положением. Особенно - женщины, которые считают, что оно позволяет  больше внимания уделять семье.</p>
<p>Нанимаем оптом!</p>
<p>Как мы уже отметили, некоторые бизнесы нанимают новых людей вопреки рецессии. Причем есть фирмы, которые создают множество новых позиций и берут новых работников оптом. В марте особенно отличились в этом плане следующие компании.</p>
<p>Century 21 Real Estate LLC. Сфера - недвижимость, число новых позиций - 3,000.</p>
<p>Time Warner Cable. Сфера - коммуникации. Число новых рабочих мест - 1,700.</p>
<p>The PNC Financial Services Group, Inc. Сфера - финансы, число новых позиций - 1,500.</p>
<p>ADT Security Services (TYCO). Сфера - безопасность. Число новых рабочих мест - 1,000.</p>
<p>All About Staffing. Сфера - здравоохранение. Число новых позиций - 1,000.</p>
<p>ICF International. Сфера - энергоресурсы, защита окружающей среды. Число позиций - 544.</p>
<p>В заключение напомним нашим читателям, что rusrek.com - портал русской иммиграции США - прекрасный источник информации для людей, желающих найти работу в солидных нью-йоркских компаниях, особенно - в тех, что созданы русскоязычными бизнесменами.</p>