Офисы в лофтах

Арт-Питер

Лофты интересны для любого бизнеса, требующего большой площади и мобильности офисной планировки, считает управляющий партнер группы компаний «ТрастИнвестКонстракшн» Елена Гаврилова. Но все же наиболее популярен этот тип офисной недвижимости среди компаний, реализующих арт-проекты. Причем, как рассказал управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор» Дмитрий Золин, часто интерес определенного круга арендаторов позволяет формировать на базе офисного объекта креативный кластер фиксированной направленности.

Например, костяк арендаторов креативного пространства «Ткачи», расположенного в реконструированном здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова на Обводном канале в Санкт-Петербурге, – это различные школы и иные образовательные проекты. Петербургский лофт-проект «Этажи», который разместился в здании бывшего Смольнинского хлебозавода, сделал ставку на компании, реализующие арт-проекты, – в числе его арендаторов две галереи современного искусства, четыре выставочных пространства, магазин книг по дизайну, искусству и архитектуре. Бывший комплекс производственных зданий петербургского завода «Красное Знамя» облюбовали байкеры и представители экстремальных видов спорта. Здесь снимают помещения мотоклуб Werewolf MC, шоу-румы товаров для активного и экстремального отдыха, мастерские.

Москва фабричная

В Москве наряду с галереями и центрами современного искусства «фабричный» стиль наибольшее признание нашел в клубных проектах. Центром сосредоточения ночной жизни в стиле лофт в Москве стала территория перестроенного в лофты завода «Арма».

Однако лофты являются идеальным местом не только для креативных кластеров. Большие, открытые пространства, которыми отличаются бывшие производственные корпуса, часто используют для проведения семейных торжеств и тематических вечеринок.

Популярны лофты и в качестве коворкингов. В Москве те, кому периодически нужно провести встречу на пару часов в центре города или поработать над презентацией проекта, покупают абонементы стоимостью от 6 тысяч рублей в месяц в To Do Club (Digital October), который находится в помещении бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь». Или же отправляются в Flacon Coworking, разместившийся в бывших цехах Московского хрустального завода имени М. И. Калинина.

По словам экспертов, за счет минимальной отделки арендные ставки на такие пространства, за редким исключением, значительно ниже, чем в стандартных бизнес-центрах. И зачастую даже не фабричный стиль, а именно этот фактор становится решающим для представителей образовательных центров и арт-компаний.

Светлана Иванова, руководитель отдела коммерческой недвижимости CENTURY 21 Street Realty: «Офисы в лофтах привлекают большое внимание компаний, работающих в сфере инноваций, IT, fashion-бизнеса, для которых особенно важна атмосфера, в которой работают их сотрудники. Индустриально-промышленный дизайн, предполагающий 4-6-метровые потолки и естественное освещение за счет больших окон, в сочетании с современным инженерным оборудованием офисов создает комфортную обстановку для работы и вдохновения. Кроме того, технические характеристики таких объектов позволяют нестандартно организовать пространство, что практически исключено в традиционных офисных центрах. На этой же территории можно арендовать склад или открыть шоу-рум, что немаловажно для малых и средних торговых компаний. К тому же большинство таких объектов расположено между Садовым кольцом и ТТК, что обеспечивает удобную транспортную доступность для клиентов и сотрудников компаний».