<p><strong>Кулюк Павел/Квадратный метр/01.05.2010</strong><strong></strong></p>
<p>Кризис существенно ужесточил условия работы на российском рынке недвижимости. Участники последнего, борясь с проблемами готовы рассмотреть любые возможности содействующие выживанию в трудных экономических условиях. На этом фоне продвигающие франшизу компании сообщают о том, что именно эта схема работы может повысить жизнеспособность агентств недвижимости в трудных финансовых условиях. Высказывая данную точку зрения, эксперты указывают на то, что франчайзинг позволяет сократить расходы на организационно-методические вопросы, рекламу, рекрутинг и т.д.<br /> <br /> Одновременно с этим сам франчайзинг позиционируется как более совершенная модель ведения бизнеса, предоставляющая своим участникам возможность улучшить качество услуг, увеличить долю на рынке, доходность и оборот. При этом в качестве примера указываются США, где сегодня по модели франчайзинга работают 50% риэлторских компаний, контролирующих порядка 70% рынка. <br /> <br /> Однако, идея того что франчайзинг позволяет сократить расходы агентства может быть актуальна далеко не для всех участников рынка. Соответствующие выводы можно сделать, ознакомившись со стоимостью приобретения франшизы. Так на вопрос « Сколько необходимо средств для начала и годового ведения бизнеса по предлагаемой вами схеме?» представители компаний предлагающих работать на условиях франчайзинга ответили следующим образом:<br /> <br /> <strong>Нури Катц, президент CENTURY 21 Россия:</strong> «Первоначальный взнос сроком на 5 лет составляет $15 000. Исходя из того, что у владельца бизнеса уже есть офис, дополнительно потребуются затраты на оформление помещения, смену вывески и маркетинговых материалов. Их объем, и стоимость будут зависеть от предпочтений и возможностей владельца бизнеса. Обычно мы рекомендуем минимальные вложения, если речь не идет о сервисе для VIP-клиентов, когда оформление офиса должно соответствовать уровню услуг»<br /> <br /> <strong>Роман Мурадян, Председатель Брокерского совета холдинга «МИЭЛЬ»: </strong>«Есть определенная тарифная сетка или методика расчета, которая зависит от следующих ключевых показателей: от численности жителей в городе и средней цены квадратного метра. Для Москвы самая высокая ставка. Стоимость паушального, т.е. вступительного взноса составляет 720 тыс. рублей. Базовая ставка роялти (абонентского обслуживания) составляет 45 тыс. рублей. Для Подмосковья, это 350-400 тыс. рублей и 25-30 тыс. рублей соответственно».<br /> <br /> <strong>Управляющий партнер ХИРШ-Россия Голубева Елена Юрьевна: </strong>«Это зависит от региона, и от того, присоединяется ли к ХИРШ действующее агентство недвижимости, либо предстоит создание агентства с нуля. Усреднено можно говорить о сумме в 1 млн. рублей»<br /> <br /> <strong>Андреева Елена, генеральный директор Сети Агентств Недвижимости «ЭКСПЕРТ»: </strong>«В зависимости от аппетитов и собственности на помещение. Если помещение есть, есть ремонт, но затраты складываются из оборудования, обучения и первичной рекламы. Это не менее 150 тыс руб. при минимальном помещении в 40-50 кв.м. в хорошем месте. Как дальше все пойдет, зависит от энтузиазма, наличия кадрового потенциала, особенностей рынка. От этого будут зависеть и затраты: содержание офиса, оклады штатных сотрудников, бюджет рекламы и т.д.»<br /> <br /> Как видим стоимость франшизы в среднем колеблется от 500 тыс. до 1 млн. рублей. К этим расходам добавляются затраты на оформление помещения, смену вывески, маркетинговых материалов и т.д. Плюс ежегодные платежи за абонентское обслуживание. Сэкономить в таком случае смогут лишь фирмы, обладающие большими издержками, а таковых в условиях кризиса, да еще на периферии не так уж и много. Маловероятно что бы среднестатистическое агентство в российской провинции имело расходную часть бюджета в пределах 500 тыс. - 1 млн. рублей в год. Разумеется, это не относится к определенному количеству московских и питерских агентств. Однако в масштабах страны их доля будет незначительна. <br /> <br /> Вместе с тем многие преимущества, которые дает франшиза, пока просто не востребованы отечественными риэлторами и их клиентами. Например, качественные офисы и известные бренды значимы лишь в крупных городах миллионниках. Да и то не всегда. В регионах значительная часть компаний ютится в полуподвалах, используя труд риэлторов работающих на «птичьих правах». Покупка франшизы, предъявляющей высокие требования к участникам программы, лишь неоправданно усложнит жизнь большинства отечественных риэлторов. Однако, это не свидетельствует о том что франшиза плоха сама по себе. Все дело в незрелости российского рынка недвижимости. А ведь франчайзинг это производная уже устоявшихся инвестиционных площадок. Из этого можно сделать вывод, что сейчас западный опыт сеется на неподготовленной российской почве. Вследствие этого франшиза в России имеет несколько иное значение, чем во всем другом мире. У нас в стране данная схема работы лишь на половину бизнес-инструмент. Вторая часть значения данного явления заключается в содействии совершенствованию и взрослению российского рынка недвижимости. Франшиза эта некая обучающая программа, помогающая отечественным риэлторам достигнуть уровня своих западных коллег. Однако, такое самосовершенствование без материальной целесообразности часто бывает невостребованным. По крайней мере, сейчас франшиза в России далеко не так распространена как за рубежом. Вместе с тем вполне очевидно, что более активное развитие франчайзинга наступит на более зрелых этапах российского рынка недвижимости. <br /> <br /> На этом фоне стоит понимать, что в силу отечественных особенностей франшиза в России никогда не достигнет той востребованности и популярности, какую она имеет за рубежом. Например, речь идет о крупных информационных базах предоставляемых компаниям, работающим по франшизе. С учетом того что россияне в среднем меняют место жительства лишь два раза в жизни, массовые междугородние сделки в нашей стране исключены. А это существенно снижает востребованность общенациональных баз недвижимости – одного из конкурентных преимуществ франчайзинговых агентств. Исключение, пожалуй, составляет краткосрочная активизация сделок на направлении Москва-Санкт-Петербург. Однако, это так же как и в случае с финансовой состоятельностью агентств не может быть показателем для всей России.<br /> <br /> Другим труднопреодолимым фактором является слабая интегрированность России в ЕС. Россияне, не имеющие возможность свободно передвигаться по Европе, намного реже приобретают жилье на ее территории, что в свою очередь существенно сокращает востребованность франчайзинговых агентств на международном направлении. <br /> <br /> Вместе с тем, там, где это возможно франшиза уже сейчас помогает избежать ряда проблем типичных для российских риэлторов. <br /> <br /> Так на вопрос, «Каких «болезней» российского рынка недвижимости позволяет избежать франшиза?» специалисты ответили следующим образом:<br /> <strong>Нури Катц, президент CENTURY 21 Россия: </strong>«Многие из «болезней» рынка – забота правоохранительных или исполнительных органов власти. Мы помогаем модернизировать бизнес наших партнеров, и если эта схема начинает работать, то у агентов нет нужды работать «налево». Также Система содействует в получении кредитов, организуя совместные с крупнейшими российскими банками, ипотечные программы для клиентов наших агентств».<br /> <br /> <strong>Управляющий партнер ХИРШ-Россия Голубева Елена Юрьевна:</strong> «Общие проблемы российского бизнеса франшизой не решаются, но минимизируются. В основном самим фактом принадлежности к известному бренду».<br /> <br /> <strong>Андреева Елена, генеральный директор Сети Агентств Недвижимости «ЭКСПЕРТ»:</strong> «Также мы стараемся все-таки сформировать единые и цивилизованные обычаи делового оборота и потребительского поведения на рынке, уважение к профессии. Это – самые главные «болезни».<br /> <br /> Как видим франчайзинг имеет свои слабые и сильные стороны, преумножаемые российской действительностью. Однозначно ответить на вопрос, хороша или плоха франшиза, нельзя. Свое мнение о ней лучше составлять индивидуально каждому риэлтору. Вместе с тем в качестве напутствия каждому из нас эксперты советуют:<br /> <strong>Нури Катц, президент CENTURY 21 Россия:</strong> «Перед покупкой франшизы, прежде всего, ознакомьтесь с опытом работы франчайзора и инструментарием, который им предлагается. Надо понимать, что франчайзинг недвижимости очень отличается от продаж недвижимости, и здесь большое значение имеет способность передавать накопленный опыт и знания». <br /> <br /> <strong>Роман Мурадян, Председатель Брокерского совета холдинга «МИЭЛЬ»:</strong> «Я бы посоветовал, прежде всего, оценить силу и привлекательность бренда с точки зрения клиента – потребителя услуги. Второе, сравнить в каком объеме и какого качества оказывает сервисную поддержку компания-франчайзер. Третье, обратить внимание на наличие и развитость собственной сети офисов. А договор – это юридический документ, здесь нужно, как обычно, тщательно изучить его существенные условия: предмет договора, права и обязанности сторон, расчеты».<br /> <br /> <strong>Управляющий партнер ХИРШ-Россия Голубева Елена Юрьевна:</strong> «Если решение о работе по франшизе уже принято, то самой важной задачей становится мотивация собственного персонала на будущие изменения. У нас есть большой опыт того, как это сделать максимально эффективно, сохранить старые проверенные кадры и помочь им перейти на новые рельсы».<br /> <br /> <strong>Андреева Елена, генеральный директор Сети Агентств Недвижимости «ЭКСПЕРТ»:</strong> «Перед покупкой франшизы необходимо искренне ответить самому себе на вопросы: что я жду от франшизы, почему я обращаюсь именно к конкретной франшизной компании, что меня привлекло именно в ней. Сформировать список проблем, в которых хотелось бы получить поддержку. Определить самому себе, а понимаю ли я ту отрасль, в которую иду, а может я понимаю ее не так, например, как сферу «легких денег». И не жду ли я для себя слишком легкого результата, уповая, что само наличие франшизы, а не мои действия определят успех. Также важно понять, а что я готов отдать парнерам, какие свои знания, идеи, мысли и даже подход к жизни».<br /> <br /></p>