<p>Валерия Семенова/Собственник.ru/24 февраля 2010</p>
<p><em>Европа мы или Азия? Чего в нас больше? Это вопрос открытый. Даже если говорить только о столице, сразу на него не ответишь. Но необязательно жить в Европе, для того чтобы относиться к ней с симпатией. Более того, восхищение тем, что далеко и не слишком легко достижимо, вполне в русском характере. «Хорошо там, где нас нет» – пословица как раз об этом.</em></p>
<p>Не в этом ли коренится пристальный интерес наших соотечественников (и не худших представителей, надо сказать) к традициям Старого Света? И порой гипертрофированное следование этим традициям – вспомним известных нам из школьного курса литературы чудаковатых англофилов или, скажем, дворянство, говорящее по-французски лучше, чем по-русски?</p>
<p><strong>Тайный Колизей</strong></p>
<p>Но не будем увлекаться прошлым. О нежной любви русских к европейскому нам напомнила недавняя презентация «Итальянского квартала», приуроченная к открытию продаж в этом жилом комплексе. Проект сам по себе интересный, с довольно долгой историей, теперь официально поступил в продажу, пройдя через кризисный 2009-й не без изменений. Теперь минимальная площадь квартир в этом ЖК начинается от 45 кв. м, что для элитного рынка, надо сказать, почти что нонсенс.</p>
<p>С другой стороны, не в последнюю очередь этим фактом можно объяснить и хорошие темпы продаж. К середине февраля, по словам Дмитрия Чичикашвили, президента Insigma Group (девелопер проекта), в продаже осталось около 60% от общего объема предложения в ЖК.</p>
<p>Как рассказал девелопер, 40% в проекте – доля города; при общем количестве квартир 310 получается, что город забирает 124 квартиры, а в продажу поступает 186. Из них продано около 40%, так что в продаже сейчас около 110 квартир. Стоимость квадратного метра, озвученная на пресс-конференции, – от $8 тыс. кв. м. Впрочем, в частной беседе с риелторами, продающими квартиры в этом ЖК, звучали и меньшие цифры – от $5900 за кв. м. (Оценку перспектив проекта участниками рынка читайте на стр. 2)</p>
<p>В качестве сильнейшей стороны своего проекта девелоперы («Гута-Девелопмент» и Insigma Group) называют архитектуру. Как говорит Михаил Филиппов, главный архитектор проекта, это будет автономный (обособленный) квартал, по форме рифмующийся с римским Колизеем. С периметром Колизея совпадает и длина внешней дуги-первоисточника. Именно такую, «старообразную», то есть выросшую из наследия прошлого и напрямую ассоциирующуюся с ним, архитектуру Филиппов считает экологичной, тогда как современные формы, по мнению Михаила, это скорее «упаковочный дизайн».</p>
<p>Итальянский стиль квартала – дополнительный плюс для города и для покупателей, уверен главный архитектор: для москвичей привлекательны и итальянская архитектура как таковая, и взявшая много от нее «сталинская» архитектура.</p>
<p>И здесь мы снова возвращаемся к отправной точке нашего разговора: действительно ли итальянский акцент проекта придаст ему привлекательности в глазах москвичей? И есть ли здесь связь с упомянутыми уже пристрастиями россиян ко всему староевропейскому? Попробуем разобраться в вопросе, обратившись к недолгой пока современной истории рынка элитной недвижимости Москвы.</p>
<p><strong>Французский или нижегородский?</strong></p>
<p>«На рынке элитной недвижимости проекты с «европейскими» именами не редкость, как на рынке жилья, так и на рынке загородной недвижимости: «Римский дом», «Шервуд», «Лазурный берег», «Бельгийская деревня», «Довиль», «Резиденция Бенилюкс», – рассказывает Марина Маркарова, управляющий партнер компании Mayfair Properties. – Некоторые проекты, которые не продвигаются под европейскими именами, продвигаются в рамках «европейской архитектуры»: например, дом в Трубниковском переулке, 4, стр. 3, выполнен в стиле парижских особняков. Независимо от проекта, использование европейской стилистики всегда успешно, потому что русские люди любят Европу, и их привлекает как ассоциации, так и внешний вид».</p>
<p>Как рассказывает Дмитрий Халин, руководитель отдела стратегического консалтинга и оценки, партнер IntermarkSavills, хотя практика называть элитные проекты, как в городе, так и в Подмосковье, в честь европейских географических названий существует, все-таки подобный нейминг – не самое распространенное явление.</p>
<p>«За всю историю элитного рынка Москвы появилось около 100 проектов, и не более 5% из них были названы «по-европейски», хотя примеры, конечно, есть: «Белгравия», «Римский дом», «Английский квартал», «Ля Дефанс» в Хамовниках, – рассказывает эксперт. – Что касается загородного рынка, процент проектов с «европейскими» именами примерно тот же, но в абсолютном выражении их больше, в силу того что на загородном рынке больше общее число проектов, реализованных за без малого 20 лет истории». При этом, отмечает Дмитрий Халин, не меньшей популярностью пользуются у покупателей элитной недвижимости проекты с русскими («Палаты Муравьевых») или советскими («Три тополя») именами.</p>
<p>«Надо отметить, что далеко не все проекты, которые имеют имя, связанное с географическими названиями (как, например, «Венский дом»), при воплощении в жизнь имеют хоть что-то близкое к тому городу или стране, что задумывались как лейтмотив, – подчеркивает Ирина Жарова-Райт, президент инвестиционной группы Sesegar. – В загородных проектах подобное воплотить еще сложнее или невозможно – возьмем такие примеры, как «Гайд-Парк» или «Французская Ривьера». Но есть и исключения: проект «Довиль», где, если бы не подмосковный пейзаж и обилие снега, идея была бы передана до мельчайших деталей».</p>
<p><strong>Так что же в имени?</strong></p>
<p>Имена, используемые застройщиками для своих проектов, чаще всего выбираются по имени страны/города, архитектура которых чем-либо знаменита и которые пользуются популярностью у россиян, считает Екатерина Батынкова, директор департамента элитной недвижимости компании Est-a-Tet: «Brand name дома крайне важен для его маркетингового продвижения на этапе продажи первичной недвижимости».</p>
<p>Это, конечно, влияет и на инвестиционный процесс: грамотно продвигаемый проект всегда дает хорошую отдачу для последующей реализации уже на вторичном рынке. Приобретая квартиру в именном доме, покупатель использует данный факт и само название как элемент собственного престижа, считает эксперт.</p>
<p>«У русских покупателей, на мой взгляд, будут пользоваться большим спросом проекты, связанные с Францией, Англией, Италией. Удачное подобранное имя может стать важным преимуществом общей концепции. Но, надо признаться, что на востребованность проекта имя никак не влияет ни в случае, когда покупка делается для себя, ни в случае инвестиций. Это как человеку: когда имя подходит, то это создает дополнительный «ореол», но друга или любимого мы выбираем себе не по имени», – рассуждает Марина Маркарова.</p>
<p>По мнению Дмитрия Халина, больший успех, чем хорошее название в европейском и вообще географическом стиле, проекту обещают имена, ассоциирующиеся с роскошью. По той же логике, если уж называть проект «по-европейски», то он должен вызывать в памяти роскошные, дорогие курорты. «Вряд ли на московском элитном рынке мог бы пользоваться спросом, условно говоря, «Пражский квартал», – говорит Халин. – При этом переоценивать роль нейминга, безусловно, важную, в успешности проекта на элитном рынке я бы не стал».</p>
<p>«Наш опыт работы с VIP-клиентами показывает, что для них важна, прежде всего, инвестиционная составляющая, определяемая местонахождением дома, качеством строительства, выраженной индивидуальностью, – рассуждает Марк Нелюбин, управляющий директор Century 21 Star Realty M. – Самыми востребованными являются клубные дома, такие как 4-квартирный дом на Чистых Прудах, Crystal House, «Медная Триада» и некоторые другие на «Золотой миле». Элитный дом по определению не может быть «муравейником», а чрезмерная экзотика может только отпугнуть покупателя. Что касается «географичности» названий, то богатый человек, наверное, предпочтет съездить в Испанию, если ему захочется чего-нибудь испанского, чем будет приобретать дорогую недвижимость, руководствуясь любовью к политической географии».</p>
<p>– Так случилось, что не только к названию этого проекта, но и самому проекту я имею непосредственное отношение. Большие проекты зачастую имеют долгую историю, и работа над «Итальянским кварталом» началась для меня 6 или 7 лет назад, когда вместе с талантливейшим архитектором Михаилом Филипповым, а вернее, с его удивительной мамой Тамарой Григорьевной мне посчастливилось поработать над планировками и внутренними помещениями жилого комплекса.</p>
<p>Одно из предложенных названий было Quartero Italiano, что звучало для уха непривычного к итальянскому достаточно необычно, но русский перевод – «Итальянский квартал» – гармонично передавал ту идею, которую создал Филиппов, страстный поклонник архитектуры Паладио.</p>
<p>Внутренние дворы, образованные лучами, должны были называться именами площадей Венеции, Флоренции и Вероны и украшаться малыми архитектурными формами – символами этих городов. Это было давно, многое изменилось, но главное, что качество архитектуры и самих квартир осталось неизменным, ведь нам помогал уникальный опыт Тамары Григорьевны Филипповой, архитектора Санкт-петербургской школы, прекрасно понимающей, что такое барские квартиры и современное жилье. Нет ни одной квартиры в доме, а я их знаю почти все наизусть, которая не имеет отражения наследия великого Паладио.</p>
<p>Проект вовремя появился на рынке, тем более что именно в период рецессии более внимательное и требовательное отношение покупателя к соотношению цена/метры/комфорт является решающим при покупке.</p>
<p>Строительство на объекте идет хорошими темпами. Гарантией сохранения темпов продвижения проекта и несомненной заслугой девелопера нужно отметить партнерство со Сбербанком. Так что все элементы успешного проекта мы можем наблюдать.</p>
<p><em>Марина Маркарова, управляющий партнер компании Mayfair Properties: </em></p>
<p>– Согласно прогнозам аналитиков, из-за уменьшения уровня вводимого жилья в 2009 и 2010 годах, через год на рынке элитной недвижимости возникнет дефицит, и цены начнут расти. В связи с этим проект «Итальянский квартал», на мой взгляд, перспективен с точки зрения инвестиций, потому что на сегодняшний день ценовой уровень в нем абсолютно соответствует рынку элитной недвижимости.</p>
<p>Проект, на наш взгляд, достойный, потому что прекрасно продумана концепция в целом: соотношение цены и качества, местоположение, название, архитектура. «Итальянский» стиль, на мой взгляд, будет помогать продвигать проект на рынке. И важно отметить, что в этом районе у них практически нет конкурентов.</p>
<p>Целевая аудитория проекта «Итальянский квартал» – это жители близлежащих районов и те покупатели, которые хотят жить в самом центре Москвы за адекватные деньги.</p>
<p><em>Екатерина Батынкова, директор департамента элитной недвижимости компании Est-a-Tet: </em></p>
<p>– Данный проект сегодня – одно из самых инвестиционно привлекательных предложений на рынке за счет интересной ценовой политики. На наш взгляд, целевая аудитория – покупатели, ориентированные на комфортное проживание в уютном приватном комплексе, с зелеными внутренними дворами, покупатели, ценящие классические архитектурные формы, а также инвесторы.</p>
<p>Некоторые наши клиенты рассматривают данный объект как будущее жилье для своих детей, так сказать, «квартира на вырост».</p>
<p>Проект нравится: он оригинален и хорошо продуман, с точки зрения метража квартир, а ступенчатость расположения этажей позволяет улучшить видовые характеристики и дает возможность использования кровли нижнего этажа.</p>
<p><em>Марк Нелюбин, управляющий директор Century 21 Star Realty M: </em></p>
<p>– Проект «Итальянский квартал» позиционируется как элитное жилье, и основные критерии этому классу соответствуют: 15 тыс. кв. м. территории, клубный сервис, развитая инфраструктура, удобный подземный паркинг. Для жизни он определенно должен быть удобным и комфортным.</p>
<p>Однако смущают размеры предлагаемых квартир: от 45 до 300 кв. м. Если самые большие площади соответствуют понятию «элитное жилье», то квартиры в 45 «квадратов» к этой категории никак не относятся. Кому может быть предложен такой метраж? Возможно, тем обеспеченным гражданам, которые большую часть времени проводят в своих загородных домах, а в Москве бывают наездами. Но, судя по нашей практике, для этих нужд больше подходит арендованное жилье, с которым меньше хлопот с точки зрения эксплуатации.</p>
<p>Остается предположить, что контингент жителей дома будет смешанным, что очень не любят и чего всячески стараются избегать жильцы элитных домов. Например, новый небоскреб, построенный Трампом в Майами и предлагающий покупателям квартиры на все вкусы – от студий до нескольких этажей, инвесторам неинтересен, и продажи в нем идут совсем вяло. Сходная участь может постигнуть и «Итальянский квартал», тем более что время сейчас не самое удачное и цены – от $7 тыс. за метр – не самые низкие.</p>
<p> </p>