09.02.10/IRN.ru

Главным трендом ушедшего 2009 года стало увеличение спроса на дома так называемого бизнес-класса, отмечают специалисты компании Century 21 Prime Time Realty. И если раньше к этой категории относили недвижимость в ценовом сегменте от $1 млн до $5 млн, то теперь ситуация на рынке диктует четкое определение данного понятия. К сегменту бизнес-класса теперь принято относить дома стоимостью от $1,5 до $2 млн. по Западным направлениям в радиусе от 10 до 30 км от МКАД, которые являются наиболее ликвидными даже в непростой экономической ситуации. Основными характеристиками класса являются: единая концепция застройки, качественные строительные материалы, развитая инфраструктура поселка или населенного пункта.

Стабилизация понятийной базы рынка способствовала тому, что рост спроса на подобные дома составил порядка 10% по отношению к 2008 году. Нужно особо отметить тот факт, что ранее данные объекты предлагались в категории от $2-2,5 млн и выше, но в связи с экономическим кризисом потеряли в цене по тем или иным причинам. Предложений, которые отвечали бы перечисленным выше требованиям, крайне мало.

В прошлом году основной объем сделок был совершен с коттеджами площадью 250-350 кв. м, стоимостью до $1,5 млн, а также с таунхаусами 180-200 кв. м, по цене до $750 тыс.

К концу 2009 года ощущалась острая нехватка домов, которые можно отнести к классу «элит», в  том числе и объектов «под ключ». Примеры поселков, которые соответствуют категории «элит» - Ландшафт, Сады Мейендорфа и Санаторий Барвиха. Что касается бизнес-класса, то дома этой категории можно пересчитать по пальцам. Сейчас на рынке не существует предложений, которые на 100% соответствовали бы данному определению, потому что в категории «бизнес» ($1,5-2,5 млн) у домов не должно быть минусов. Однако у большинства предложений либо материалы отделки, либо транспортная доступность, либо удаленность от МКАД не соответствуют заявленной цене. Примеры качественных поселков бизнес-класса: поселки на воде на Дмитровском шоссе, крупные поселки с масштабной качественной инфраструктурой на Новой Риге.

В целом можно сказать, что цены на загородную недвижимость в 2009 году упали на 30-40% в зависимости от направления. При этом самые качественные и удачные предложения по продаже домов с 50% дисконтом и более, даже не выходили на рынок, распределяясь между  знакомыми или соседями собственников. Что касается цен на землю без подряда, ситуация осталась без изменений, показатели стабильны. Это касается Рублево-Успенского, Новорижского, Калужского, Минского и Дмитровского шоссе.

Руководитель департамента загородной недвижимости компании Century 21 Prime Time Realty Антон Ларин подводит итог по предложениям на рынке загородной недвижимости в 2009 году: «Соотношение предложений на рынке в 2009 году было следующим: жилье класса элит – 14%, бизнес-класса – 45%, экономкласса – 40%. В ушедшем году наблюдался спрос на таунхаусы, располагающиеся в непосредственной близости от мегаполиса: почти 70% всех сделок зафиксировано с объектами в зоне до 20 км от МКАД, 26% - с объектами от 20 до 30 км от МКАД», - приводит слова Ларина пресс-служба Century 21 Prime Time Realty.