Артур Бартлетт: покупатели больше доверяют крупным брендам

Артур Бартлетт родился в 1933 году в небольшом провинциальном городке Гленс-Фоллс, в штате Нью-Йорк. В 1940-х его семья переехала в Калифорнию, чтобы ухаживать за больной родственницей. Бартлетты были небогаты – отец водил грузовик, мать работала в парикмахерской, поэтому, чтобы помочь родителям, Артур еще ребенком начал подрабатывать. Сначала помогал разносить продукты, потом мыл автомобили на парковке, а уже в подростковом возрасте организовал свой первый бизнес. «Из ненужных лоскутов он начал шить кухонные прихватки и продавал их вместе с целой бригадой детей, которых нанял, – вспоминает его старший брат Рэй Бартлетт. – Так началась его карьера в продажах».

После окончания школы Артур Бартлетт поступил в Long Beach City College и одновременно на полставки устроился продавцом в мужской магазин одежды. «Ему очень нравилось продавать, он получал удовольствие и от того, что ему удавалось убедить клиента приобрести товар, и одновременно радовался тому, что люди уходили счастливыми, получив то, что им нужно», – говорит Рэй Бартлетт.

Впоследствии Артур Бартлетт говорил, что именно из этих составляющих складывается формула успеха. «Недостаточно просто ставить перед собой цели. Вы должны по-настоящему получать удовольствие, достигая их», – считал он.

Отслужив в армии, Артур Бартлетт продолжил совершенствоваться в продажах, и в 1950-х стал главным менеджером по продажам в Campbell Soup Company – крупнейшей в мире компании, производящей консервированные супы. В 1960 году он поступил на курсы риэлторов. Начав простым агентом, он очень скоро стал директором филиала, затем региональным управляющим, а потом вошел в совет директоров компании Forest Olson, которая на тот момент была крупнейшим риэлторским агентством в Калифорнии. В середине 60-х он ушел из компании, чтобы стать соучредителем Four Star Realty и основателем Comps Inc.

Как-то раз он случайно встретил своего бывшего сотрудника из Forest Olson Маршалла Фишера, который предложил ему заняться франчайзингом. Идея полностью захватила Артура Бартлетта. В то время всего две компании в Америке занимались этим направлением в сфере недвижимости. «У Арта была потрясающая способность брать идею и реализовывать так, как никому и не снилось», – вспоминает бывший исполнительный директор компании Джим Каммингс. Бартлетт понял, что это лучшее время для создания компании, которая соберет под своей крышей множество небольших успешных агентств недвижимости и даст им возможность эффективно конкурировать с крупными сетями.  

«Уже тогда я понимал, что покупатели больше доверяют крупным брендам», – вспоминал Бартлетт в 1982 году. Замысел Артура заключался  в объединении местных лидеров, которые пользовались доверием у населения и имели опыт работы в сфере недвижимости. Ставка делалась на синергетический эффект от совместной деятельности, который позволит успешным агентам получать новые знания, знакомиться с передовыми методами ведения бизнеса, опытом и наработками коллег, пользоваться корпоративной рекламой и прочими ресурсами.

Идея сразу была высмеяна крупными сетевыми игроками американского рынка недвижимости, которые называли Бартлетта самонадеянным выскочкой и утверждали, что никто никогда не сможет координировать и управлять организацией более мелких, независимых брокеров. «Но я не ошибся, формула работала. В годы экономических кризисов именно франчайзинг помог выжить огромному количеству независимых предпринимателей, представляющих малый бизнес страны», – говорил Бартлетт.

В 1971 году Артур Бартлетт вместе с партнером Маршаллом Фишером открыл в Калифорнии первый офис франчайзинговой компании с футуристичным названием CENTURY 21. В то время он не мог представить, что когда-то знак CENTURY 21 будет на объектах недвижимости по всему миру, от Японии до Бразилии. «Он создавал порядок из хаоса, – вспоминает Бад Кашен, бывший член правления CENTURY 21. – Он был прекрасным переговорщиком и цельной натурой. Он знал про вас все, заботился о вас, знал ваши цели и помогал вам в их достижении. Ваш успех был его успехом».  

В 1979 году, когда комиссионные брокеров принесли компании 23 млн долларов, что превысило показатели предыдущего года более чем в два раза, Артур Бартлетт продал компанию Trans World Corp. за 89 млн долларов. В 1985 году компанию приобрела Metropolitan Life Insurance Company. Сегодня CENTURY 21 является дочерней компанией Realogy Corp. После того, как Арт Бартлетт продал компанию, он создал вторую франшизу под названием Mr.Build International, однако, она не имела большого успеха и прекратила свое существование в 1980 году.

Арт Бартлетт умер на 77 году жизни у себя дома в Колорадо 31 декабря 2009 года.  «Созданная им философия изменила жизнь нескольких поколений брокеров и агентов, работающих в этой сфере. Его видение, невероятная харизма и решительность оказала положительное влияние на жизни целых поколений брокеров и агентов, а также миллионов людей по всему миру, кому те помогли найти свой дом… Арт был легендой, и именно благодаря его заслугам была написана истинная история рынка недвижимости и франчайзинга», – заявил в интервью Bloomberg бывший президент и главный исполнительный директор CENTURY 21 Real Estate LLC Том Кунц.

Сегодня компанию возглавляет Рик Дэвидсон, который продолжает развивать сеть CENTURY 21 по всему миру, которая спусти почти полвека является мировым лидером по количеству офисов и сделок, и не планирует останавливаться на достигнутом.

Татьяна Елекоева